«Древо жизни»
«Древо жизни» можно отнести к сложным философским фильмам, рассматривающим основные проблемы современной цивилизации сквозь призму жизни отдельно взятого человека. Зритель следит за жизнью 11-летнего мальчика, наблюдающего родителей, братьев и весь мир в целом. В его глазах все наполнено гармонией и смыслом, но когда он в первый раз сталкивается со страданием, болью и смертью, его действительность становится мрачнее. Некогда ясный мир превращается в сложный лабиринт.
Повествование в картине ведется как бы в двух плоскостях: в одной - зритель минут 40 созерцает кадры появления галактик, видит завораживающие фотографии глубин космоса, в другой – следит за жизнью обычной американской семьи 1950-х гг. Сюжет фрагментарен, но он практически неважен, ведь Малик заслуженно считается мастером децентрированных композиций, внезапного изменения света и коротких движений камеры. Режиссер, известный своей замкнутостью, делает основной вывод, что человек не способен понять разумом замысел Бога, но он всегда может подчиниться законам мироздания. Если он пойдет по этому пути, то на него сойдет особая благодать, позволяющая стать ему частью Древа жизни.
Малик визуально соединяет в одно целое оплодотворенную планету с женщиной, ждущей ребенка. Эта ассоциация приводит в действие мотив Матери-Земли. При этом соединяет он их с удивительной серьезностью и искренностью. Этим фильмом Малик утверждает свою веру в то, что кинематографический образ способен выражать возвышенное, а также свою надежду на то, что зритель ответит ему с не меньшей серьезностью. Кроме того «Древо жизни» служит напоминанием, что мало кто из современных режиссеров поднимает вопрос жизни и смерти, рискуя поставить их без явного сюжета как подпорку. Поэтому еще более удивляет та прямота, с какой Малик берется за такие вопросы.